Как выбрать правильный автохолодильник

Обеспечить комфортное путешествие на автомобиле, отдых с выездом на природу, охоту или рыбалку невозможно без автохолодильника. Однако не всё так просто: на рынке представлены сотни моделей холодильников, отличающихся габаритами, полезным объёмом, типом работы, температурным режимом и ещё десятками различных параметров, что существенно осложняет выбор автовладельца. Рассмотрим, какие виды автохолодильников пользуются популярностью, на чём основан принцип их работы и какой же всё-таки лучший холодильник 12 вольт стоит выбрать для автомобиля.

Виды и принципы работы автохолодильников

От вида холодильника для авто и принципа его работы напрямую зависит эффективность охлаждения (или даже заморозки) хранящихся в нём продуктов. Чтобы путешествие или отдых не были испорчены пришедшими в негодность продуктами и недостаточно прохладными напитками, важно правильно подойти к выбору холодильного устройства. Первое, на что нужно обратить внимание — это на принцип его работы.

Изотермические холодильники

Это самый простой, доступный, но одновременно самый малоэффективный вид автохолодильника. В его основе лежит банальная термосумка, немного изменившаяся внешне и получившая название изотермический контейнер или термобокс. Этот контейнер работает по принципу термоса, в течение продолжительного времени сохраняя внутри требуемый температурный режим.

Для достижения этого применяется конструкция из двух стенок: внешние стенки обычно изготавливаются из полиэтилена, а внутренние — из пищевого пластика. Пространство между ними заполняется полиуретановой пеной, обеспечивающей термоизоляцию холодильника. Крышка также изолирована и герметично закрывается на металлические замки или резиновые запоры.

Источником холода в таком термобоксе служат гелевые аккумуляторы холода (но их роль на себя могут взять даже бутылки со льдом). Работает всё это по следующей схеме:

  1. Аккумуляторы холода в течение 5–6 часов абсорбируют отрицательную температуру в морозильнике бытового холодильника.
  2. Аккумуляторы помещаются внутрь термобокса, туда же добавляется охлаждённые продукты.
  3. По мере таяния и нагревания аккумуляторов их приходится заменять новыми, что в пути и вдали от цивилизации попросту невозможно.

Отсюда вытекают и минусы такого термобокса: температура внутри постоянно повышается, продукты нужно охлаждать перед загрузкой, а каждое открывание крышки контейнера повышает температуру внутри него. К тому же аккумуляторы холода значительно уменьшают полезный объём контейнера.

Абсорбционные автохолодильники

Этот вид холодильников для автомобилей более эффективен, чем термобоксы, но всё же недостаточен для эффективного охлаждения, тем более заморозки, продуктов. Принцип работы следующий:

  1. В качестве хладагента в них используется водоаммиачный раствор.
  2. Водоаммиачная смесь подогревается (электрическим или газовым нагревателем), в результате чего циркулирует, испаряясь и абсорбируясь, что позволяет забирать из камеры тепло.
  3. Такая система обеспечивает охлаждение продуктов до 25–30 °С ниже температуры окружающей среды.

К преимуществам автохолодильников этого типа стоит отнести бесшумность, отсутствие чувствительных к вибрациям движущихся частей и возможность работы на газу без использования электричества. К недостаткам: низкая безопасность газовых версий и общая малая эффективность. Например, летом при температуре 30–35 °С внутри холодильника будет плюсовой температурный режим, что в большинстве случаев делает его попросту бесполезным.

Термоэлектрические автохолодильники

Главное достоинство таких агрегатов в их универсальности: они способны не только охлаждать продукты до 16–24 °С ниже температуры окружающей среды, но и нагревать их до +50–60 °С (а некоторые модели поддерживают нагрев камеры до +70 °С). Это стало возможным благодаря эффекту Пельтье, когда проходящий между полупроводниковыми пластинами ток охлаждает одну их сторону и нагревает другую. При прямой полярности расположенные внутри термозащитного бокса стороны пластин охлаждаются, а при её переключении — нагреваются.

Отсутствие хладагента и движущихся деталей делает термоэлектрические автохолодильники 12 вольт неплохим вариантом для автопутешествий, но есть ряд недостатков:

  • минимальная температура охлаждения составляет всего +3 °С (лишь некоторые модели обеспечивают температурный режим -3 °С);
  • у таких холодильников большая инерционность — они очень медленно достигают нужного температурного режима;
  • при размещении в камере тёплых (без предварительного охлаждения продуктов) есть риск не дождаться их охлаждения даже через несколько сотен километров пути;
  • энергоэффективность термоэлектрических автохолодильников низкая, и про их работу от АКБ не стоит даже и думать.

Холодильники для машин такого типа можно использовать для поддержания температуры охлаждённых продуктов (или наоборот, горячих), но полноценной заменой автомобильным холодильным агрегатам они стать не способны.

Компрессорные автохолодильники

Компрессорный холодильник 12 вольт своей конструкцией мало чем отличается от бытового холодильного агрегата: в нём есть компрессор и испаритель, а система заполнена хладагентом — фреоном. В отличие от бытового холодильника, компрессорный автохолодильник устойчив к кренам и вибрациям, предназначен для работы в движении, а для его питания используется постоянный ток 12/24 вольт, что позволяет отказать от инверторов.

Автохолодильник 12 вольт с компрессором обладает целым рядом преимуществ, делающих его наилучшим решением для автомобильных путешествий и отдыха:

  1. Высокая мощность охлаждения. В отличие от термоэлектрических, абсорбционных приборов и термобоксов компрессорный холодильник эффективно охлаждает вне зависимости от температуры окружающей среды. Отдельные модели с морозильной камерой даже на открытом солнце обеспечивают температурный режим до -22 °С.
  2. Возможность регулировки температуры. На разных моделях компрессорных холодильников устанавливаются ручные регуляторы температуры или даже сенсорные панели, с помощью которых можно установить желаемую температуру охлаждения в пределах от +10 до -23 °С. Также предусмотрена двухступенчатая регулировка мощности — выбирая между мощным и экономичным режимом можно регулировать энергопотребление агрегата.
  3. Защита от разряда АКБ. Все компрессорные холодильники 12 вольт оснащены защитой от разряда автомобильного аккумулятора. К тому же в отличие от термоэлектрических моделей в режиме поддержания температуры компрессор в них включается лишь периодически, что создаёт минимальную нагрузку на бортовую сеть автомобиля.
  4. Две температурные зоны. Они есть не у всех моделей, но в холодильниках других типов таких зон нет вообще. Как и в обычных бытовых холодильниках, компрессорный автохолодильник 12 вольт для автомобиля может быть разделён на холодильный (основной) отсек и дополнительный морозильный — обычно его размер небольшой, но вполне достаточный для хранения мороженого или фабричной подложки с заморозкой.
  5. Универсальность подключения. Автомобильные холодильники с компрессором подключаются к прикуривателю и работают от бортовой сети автомобиля 12 или 24 вольт. Существует модели, оборудованные встроенным адаптером, позволяющим подключать агрегаты к бытовой сети 220 В переменного тока. Такие агрегаты можно не только успешно эксплуатировать в автомобиле, но и в помещениях, а в качестве источника энергии использовать даже солнечные батареи.
  6. Большая ёмкость. Наиболее распространены компрессорные холодильники объёмом 43–95 литров, но именно благодаря компрессорной технологии ограничений по объёму практически нет — встречаются модели с ёмкостью камер до 200–250 литров.
  7. Высокая эффективность. Холодильное оборудование для автомобилей такого типа при относительно небольшом (и лишь периодическом) энергопотреблении гораздо быстрее набирает холод и практически не подвержено тепловой инерции. Другими словами, продукты в автохолодильнике действительно и довольно быстро охлаждаются или замораживаются, причём для эффективной работы холодильника не важна их изначальная температура перед помещением в камеру.

Конечно, компрессорный автохолодильник на 12/24 вольт стоит дороже основанных на других принципах охлаждения моделей, зато это единственный вариант, безразличный к температуре окружающей среды и действительно охлаждающий/замораживающий продукты, а не поддерживающий их низкую температуру.

Как выбрать компрессорный холодильник

От правильности выбора мобильного холодильного агрегата напрямую зависит его эффективность, срок окупаемости, удобство эксплуатации, а также сохранность продуктов питания. Вот несколько основных советов, как выбрать компрессорный автохолодильник для машины, автодома, катера или дома с автономным энергоснабжением:

  1. Учитывайте длительность поездок и возможности кемпинга. Дальнобойщикам и любителям попутешествовать стоит обратить внимание на универсальные модели автохолодильников, подключающиеся к сети 12/24 и 220 вольт. Они могут работать в машине, гостинице или квартире, подключаться к солнечным батареям и всегда обеспечат должное охлаждение продуктов.
  2. Учитывайте длину провода для подключения. Не все автомобили оснащены розетками для подключения электрооборудования в багажнике или заднем ряде сидений. Использование удлинителей в этом случае — не совсем безопасный и надёжный вариант, поэтому лучше сразу обратить внимание на модель с длинным проводом.
  3. Правильно выбирайте объём холодильной камеры. Если путешествуете в одиночку, то компрессорного автохолодильника объёмом около 40 литров более чем достаточно. Для небольшой компании оптимальным станет автохолодильник вместимость 40–90 литров. Для длительных путешествий лучше выбирать модели объёмом от 90 литров, в том числе с морозильным отсеком.
  4. Температурный диапазон. Здесь всё просто — компрессорные холодильники 12 вольт работают в широком температурном диапазоне, поэтому здесь больше стоит выбор между однозонными и двухзонными моделями.

Главное — перед тем как выбрать компрессорный автохолодильник, всё же стоит определиться с его полезным объёмом. Ведь это довольно габаритное оборудование, а в каждой машине место очень ограничено. Тем более что большие агрегаты будут попусту тратить энергию (значит, топливо), что отрицательно сказывается на экономичности каждой поездки.