Выбор аккумуляторной батареи автохолодильника

Многие настоящие или будущие владельцы кемперов, яхт, катеров и автодомов рано или поздно столкнутся с такой проблемой, как выбор аккумуляторной батареи с минимальными затратами бюджета и максимальным результатом. Не избежать решения этого вопроса и тем, кто решил реализовать свой план по альтернативному энергообеспечению дома и подключению автохолодильников. Вопрос выбора АКБ, конечно, сложный, поэтому детально разберёмся с технологиями, отбросим все мифы и постараемся объяснить всё максимально понятно.

Виды и технологии аккумуляторов

Графеновые, никель-кадмиевые, щелочные, ториевые и прочие — эффективные, но на массовом рынке и по доступным ценам пока их нет. Поэтому будем выбирать аккумулятор из тех, что представлены на рынке. Самым последним писком моды среди аккумуляторных батарей стала литиево-ионная АКБ.

Бытует ошибочное мнение, что существуют специальные аккумуляторы для холодильников 12 вольт, но это миф и к нему мы вернёмся позже. Также есть мнение, что для бортовой сети транспорта и подключения автохолодильника нужны одинаковые аккумуляторы — это неправда, так как требования к ним совершенно разные. И помните, что универсального и недорогого аккумулятора, решающего такие разные задачи, как запуск двигателя генератора, авто или яхты и обеспечение работы компрессора автохолодильника, просто быть не может!

Рассмотрим общие требования для обоих типов аккумуляторов:

  • минимальное вмешательство в их жизнь или по-научному, не обслуживаемость;
  • возможность работы при кренах, вибрациях, в разных температурных режимах;
  • адекватная цена.

Рассмотрим, какие бывают аккумуляторы в обычном ценовом сегменте, от которых теоретически может работать автохолодильник 12 вольт:

  • Свинцово-кислотные. В них установлены свинцовые пластины с 5% содержанием сурьмы, а также залит жидкий электролит (серная кислота). Отличаются самой низкой стоимостью, практически полным «эффектом памяти», устойчивы к низким температурам, обладают небольшим саморазрядом. Из недостатков: чувствительны к тряске и наклонам (не подходят для яхтинга) нуждаются в постоянном контроле и обслуживании, критичны к глубокому разряду, поэтому питать от них автохолодильник 12 вольт — так себе идея. Да и уже мало кто их выпускает.
  • Малосурьмянистые (Sb/Sb). Это усовершенствованные свинцовые АКБ, у которых электроды изготавливаются из свинца с пониженным содержанием сурьмы. Они гораздо устойчивее к глубоким разрядам и скачкам напряжения. Это самые дешёвые аккумуляторные батареи. Но есть и минусы: высокий саморазряд (до 2% в день), довольно низкие пусковые токи, неустойчивость к низким температурам и привередливость в обслуживании.
  • Кальциевые (Ca/Ca). Такие АКБ — это уже новые технологии, в них электроды изготавливаются из свинца с присутствием в составе кальция. Они устойчивы к вибрации и коррозии, обладают практически нулевым саморазрядом, большей ёмкостью и пусковыми токами — и это всё при равных размерах с предыдущими типами. Они совершенно не нуждаются в обслуживании. Из недостатков: очень плохо переносят глубокий разряд — если допустить разряд всего до 10 вольт 3–4 раза, то батарея теряет 80% своей ёмкости навсегда и её уже можно выбрасывать. Стандартные генераторы, стоящие на двигателе, не могут обеспечить полный заряд такой батареи, поэтому питать от неё компрессорные автохолодильник не совсем рационально.
  • Гибридные (Ca+, Sb/Ca, Hybrid). Гибридные АКБ — это как бы попытка исправить недостатки двух предыдущих типов аккумуляторов. У них положительные электроды малосурмянистые, а отрицательные — свинцово-кальциевые. Такая батарея гораздо устойчивей к глубоким разрядам и не нуждается в обслуживании. Ёмкость и пусковые токи тоже довольно высокие. По цене они занимают среднюю позицию.
  • Серебряно-кальциевые (Ca/Ag). В них электроды изготавливаются из свинцово-кальциевого сплава с повышенным содержанием серебра. АКБ обладают повышенной устойчивость к глубоким разрядам и коррозии, совершенно не нуждаются в обслуживании. Цена на такие АКБ самая высокая в бюджетной группе, но и эффективность высока.

Теперь рассмотрим аккумуляторные батареи для пуска двигателей и/или подключения компрессорного холодильника 12 вольт среди представителей премиум-сегмента:

  • АКБ с абсорбированным электролитом (AGM). Они устойчивы к вибрациям, переворотам, низким температурам и коротким замыканиям. Кроме того, они поддерживают систему «Start-Stop». Из недостатков: небольшой срок службы, довольно высокий саморазряд и плохая устойчивость к глубокому разряду. Но характеристики у таких АКБ, конечно, лучше, чем у аккумуляторов бюджетной группы, а цена существенно выше.
  • Гелевый (GEL) — не путайте с гелиевым! В этих АКБ не жидкий электролит, а гелеобразный (а не химический элемент гелий, как думают некоторые). Из преимуществ: высокий срок службы, малый саморазряд и устойчивость к глубокому разряду. Из недостатков: чувствительность к перезаряду, перегреву, низкой температуре и коротким замыканиям, а также более высокая цена по сравнению с AGM.
  • Литиевые (Li-ion). Они входят в класс свинцово-кислотных герметизированных батарей. Это АКБ нового поколения: они выигрывают по всем показателям, кроме цены. Особенно привлекательно то, что они отдают более 80% своей ёмкости совершенно безболезненно — без проседания по напряжению, имеют возможность быстрой зарядки высокими токами, легко переносят тысячи циклов разрядов «в ноль» и совершенно нечувствительны к механическим воздействиям.

При использовании на транспорте приоритет зарядки должен отдаваться сначала стартерной батарее, а затем сервисной — той, к которой подключён автохолодильник или другое электрооборудование. Это нужно для того, чтобы вы всегда могли завести двигатель. А дополнительное оборудование — это уже второстепенно.

Вот параметры стартерной батареи:

  1. Ёмкость должна быть достаточной для запуска конкретного типа двигателя.
  2. Она должна поддерживать высокий пусковой ток на короткий период.
  3. Батарея должна хорошо заряжаться от штатного двигателя генератора (а это могут не все типы аккумуляторов).

Требования к сервисной батарее несколько отличаются:

  1. Её ёмкость вычисляется экспериментальным путём.
  2. Рабочий ток разряда 5–10А на постоянной основе. То есть её рабочий режим: быстрый глубокий заряд и медленный глубокий разряд довольно высоким током.
  3. Она должна иметь многократную возможность глубокого разряда без потери ёмкости.
  4. Батарея обязана иметь возможность быстрого заряда высокими токами от сети 220 В и слабыми токами от ветрогенератора или солнечной панели.

Учитывайте, что компрессорный холодильник 12 вольт работает не постоянно, а включается лишь периодически. То есть циклы зарядки/разрядки питающей его АКБ довольно частые.

Подведём итог

Стартерную батарею нужно выбирать из бюджетной группы, так как нет смысла переплачивать. Свинцовые и малосурьмянистые АКБ тоже не берём, так как у них есть большой саморазряд и их нужно обслуживать. Кальциевая АКБ нетерпима к глубоким разрядам, а между гибридным АКБ и серебряно-кальциевым лучше выбрать гибрид.

Сервисная батарея должна быть из премиум сегмента, так как к ней меньше требований по токам длительного разряда и есть возможность более глубокой отдачи ёмкости. AGM рассматривать не будем из-за наличия саморазряда, отсутствия возможности быстрого заряда и низкой устойчивости к глубоким разрядам.

Остаётся выбор между гелевым (GEL) и литиево-ионным (Li-ion) АКБ. И здесь выбор за вами, так как цена у них существенно отличается.

А теперь к мифу о специальных яхтенных аккумуляторах — любой АКБ, в котором есть жидкий электролит, хуже работает, когда пластины не погружены в жидкость. А как мы знаем, яхты кренятся. Вот производители и сделали маркетинговый ход, предложив под видом специальных аккумуляторов обычные AGM, гелевые и прочие АКБ с твёрдым электролитом, наклеив на них кораблики и прочую морскую атрибутику. Хотя на яхтах можно использовать любой аккумулятор, выполненный по такой технологии. А благодаря отсутствию газовыделения можно использовать его в системах бесперебойного питания, альтернативной энергетике, подключать к нему компрессорный автохолодильник на яхте, в автотранспорте или на природе.