Выбор аккумуляторной батареи автохолодильника
Многие настоящие или будущие владельцы кемперов, яхт, катеров и автодомов рано или поздно столкнутся с такой проблемой, как выбор аккумуляторной батареи с минимальными затратами бюджета и максимальным результатом. Не избежать решения этого вопроса и тем, кто решил реализовать свой план по альтернативному энергообеспечению дома и подключению автохолодильников. Вопрос выбора АКБ, конечно, сложный, поэтому детально разберёмся с технологиями, отбросим все мифы и постараемся объяснить всё максимально понятно.
Виды и технологии аккумуляторов
Графеновые, никель-кадмиевые, щелочные, ториевые и прочие — эффективные, но на массовом рынке и по доступным ценам пока их нет. Поэтому будем выбирать аккумулятор из тех, что представлены на рынке. Самым последним писком моды среди аккумуляторных батарей стала литиево-ионная АКБ.
Бытует ошибочное мнение, что существуют специальные аккумуляторы для холодильников 12 вольт, но это миф и к нему мы вернёмся позже. Также есть мнение, что для бортовой сети транспорта и подключения автохолодильника нужны одинаковые аккумуляторы — это неправда, так как требования к ним совершенно разные. И помните, что универсального и недорогого аккумулятора, решающего такие разные задачи, как запуск двигателя генератора, авто или яхты и обеспечение работы компрессора автохолодильника, просто быть не может!
Рассмотрим общие требования для обоих типов аккумуляторов:
- минимальное вмешательство в их жизнь или по-научному, не обслуживаемость;
- возможность работы при кренах, вибрациях, в разных температурных режимах;
- адекватная цена.
Рассмотрим, какие бывают аккумуляторы в обычном ценовом сегменте, от которых теоретически может работать автохолодильник 12 вольт:
- Свинцово-кислотные. В них установлены свинцовые пластины с 5% содержанием сурьмы, а также залит жидкий электролит (серная кислота). Отличаются самой низкой стоимостью, практически полным «эффектом памяти», устойчивы к низким температурам, обладают небольшим саморазрядом. Из недостатков: чувствительны к тряске и наклонам (не подходят для яхтинга) нуждаются в постоянном контроле и обслуживании, критичны к глубокому разряду, поэтому питать от них автохолодильник 12 вольт — так себе идея. Да и уже мало кто их выпускает.
- Малосурьмянистые (Sb/Sb). Это усовершенствованные свинцовые АКБ, у которых электроды изготавливаются из свинца с пониженным содержанием сурьмы. Они гораздо устойчивее к глубоким разрядам и скачкам напряжения. Это самые дешёвые аккумуляторные батареи. Но есть и минусы: высокий саморазряд (до 2% в день), довольно низкие пусковые токи, неустойчивость к низким температурам и привередливость в обслуживании.
- Кальциевые (Ca/Ca). Такие АКБ — это уже новые технологии, в них электроды изготавливаются из свинца с присутствием в составе кальция. Они устойчивы к вибрации и коррозии, обладают практически нулевым саморазрядом, большей ёмкостью и пусковыми токами — и это всё при равных размерах с предыдущими типами. Они совершенно не нуждаются в обслуживании. Из недостатков: очень плохо переносят глубокий разряд — если допустить разряд всего до 10 вольт 3–4 раза, то батарея теряет 80% своей ёмкости навсегда и её уже можно выбрасывать. Стандартные генераторы, стоящие на двигателе, не могут обеспечить полный заряд такой батареи, поэтому питать от неё компрессорные автохолодильник не совсем рационально.
- Гибридные (Ca+, Sb/Ca, Hybrid). Гибридные АКБ — это как бы попытка исправить недостатки двух предыдущих типов аккумуляторов. У них положительные электроды малосурмянистые, а отрицательные — свинцово-кальциевые. Такая батарея гораздо устойчивей к глубоким разрядам и не нуждается в обслуживании. Ёмкость и пусковые токи тоже довольно высокие. По цене они занимают среднюю позицию.
- Серебряно-кальциевые (Ca/Ag). В них электроды изготавливаются из свинцово-кальциевого сплава с повышенным содержанием серебра. АКБ обладают повышенной устойчивость к глубоким разрядам и коррозии, совершенно не нуждаются в обслуживании. Цена на такие АКБ самая высокая в бюджетной группе, но и эффективность высока.
Теперь рассмотрим аккумуляторные батареи для пуска двигателей и/или подключения компрессорного холодильника 12 вольт среди представителей премиум-сегмента:
- АКБ с абсорбированным электролитом (AGM). Они устойчивы к вибрациям, переворотам, низким температурам и коротким замыканиям. Кроме того, они поддерживают систему «Start-Stop». Из недостатков: небольшой срок службы, довольно высокий саморазряд и плохая устойчивость к глубокому разряду. Но характеристики у таких АКБ, конечно, лучше, чем у аккумуляторов бюджетной группы, а цена существенно выше.
- Гелевый (GEL) — не путайте с гелиевым! В этих АКБ не жидкий электролит, а гелеобразный (а не химический элемент гелий, как думают некоторые). Из преимуществ: высокий срок службы, малый саморазряд и устойчивость к глубокому разряду. Из недостатков: чувствительность к перезаряду, перегреву, низкой температуре и коротким замыканиям, а также более высокая цена по сравнению с AGM.
- Литиевые (Li-ion). Они входят в класс свинцово-кислотных герметизированных батарей. Это АКБ нового поколения: они выигрывают по всем показателям, кроме цены. Особенно привлекательно то, что они отдают более 80% своей ёмкости совершенно безболезненно — без проседания по напряжению, имеют возможность быстрой зарядки высокими токами, легко переносят тысячи циклов разрядов «в ноль» и совершенно нечувствительны к механическим воздействиям.
При использовании на транспорте приоритет зарядки должен отдаваться сначала стартерной батарее, а затем сервисной — той, к которой подключён автохолодильник или другое электрооборудование. Это нужно для того, чтобы вы всегда могли завести двигатель. А дополнительное оборудование — это уже второстепенно.
Вот параметры стартерной батареи:
- Ёмкость должна быть достаточной для запуска конкретного типа двигателя.
- Она должна поддерживать высокий пусковой ток на короткий период.
- Батарея должна хорошо заряжаться от штатного двигателя генератора (а это могут не все типы аккумуляторов).
Требования к сервисной батарее несколько отличаются:
- Её ёмкость вычисляется экспериментальным путём.
- Рабочий ток разряда 5–10А на постоянной основе. То есть её рабочий режим: быстрый глубокий заряд и медленный глубокий разряд довольно высоким током.
- Она должна иметь многократную возможность глубокого разряда без потери ёмкости.
- Батарея обязана иметь возможность быстрого заряда высокими токами от сети 220 В и слабыми токами от ветрогенератора или солнечной панели.
Учитывайте, что компрессорный холодильник 12 вольт работает не постоянно, а включается лишь периодически. То есть циклы зарядки/разрядки питающей его АКБ довольно частые.
Подведём итог
Стартерную батарею нужно выбирать из бюджетной группы, так как нет смысла переплачивать. Свинцовые и малосурьмянистые АКБ тоже не берём, так как у них есть большой саморазряд и их нужно обслуживать. Кальциевая АКБ нетерпима к глубоким разрядам, а между гибридным АКБ и серебряно-кальциевым лучше выбрать гибрид.
Сервисная батарея должна быть из премиум сегмента, так как к ней меньше требований по токам длительного разряда и есть возможность более глубокой отдачи ёмкости. AGM рассматривать не будем из-за наличия саморазряда, отсутствия возможности быстрого заряда и низкой устойчивости к глубоким разрядам.
Остаётся выбор между гелевым (GEL) и литиево-ионным (Li-ion) АКБ. И здесь выбор за вами, так как цена у них существенно отличается.
А теперь к мифу о специальных яхтенных аккумуляторах — любой АКБ, в котором есть жидкий электролит, хуже работает, когда пластины не погружены в жидкость. А как мы знаем, яхты кренятся. Вот производители и сделали маркетинговый ход, предложив под видом специальных аккумуляторов обычные AGM, гелевые и прочие АКБ с твёрдым электролитом, наклеив на них кораблики и прочую морскую атрибутику. Хотя на яхтах можно использовать любой аккумулятор, выполненный по такой технологии. А благодаря отсутствию газовыделения можно использовать его в системах бесперебойного питания, альтернативной энергетике, подключать к нему компрессорный автохолодильник на яхте, в автотранспорте или на природе.